Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Либо же этот факт объясняется тем, что можно назвать «брачным подбором». Брак
действительно механически производит в общей массе населения некоторого рода
сортировку. Не всякий желающий женится. Мало шансов создать себе семью у того
человека, который не обладает известным здоровьем, средствами к жизни и
определенными нравственными достоинствами. Тот, кто лишен всего этого, за
исключением каких-либо особо благоприятных обстоятельств, волей или неволей
отбрасывается в разряд безбрачных, которые и составляют, таким образом,
наихудшую часть населения. Именно в этой среде чаще всего попадаются слабые,
неизлечимо больные люди, крайние бедняки, субъекты нравственно испорченные. Если
эта часть населения настолько ниже остальной, то вполне естественно, что она
проявляет в своей среде более высокую степень смертности, более сильно развитую
преступность и, наконец, большую наклонность к самоубийству. При такой гипотезе
уже не семья предохраняет человека от самоубийства, преступлений или болезней,
а, наоборот, преимущество людей, находящихся в брачном состоянии, зависит от
того, что только тем доступна семейная жизнь, кто представляет собою серьезные
гарантии физического и нравственного здоровья.
    Бертильон, казалось, колебался между этими двумя объяснениями и поочередно
принимал то одно, то другое. Летурно в своей книге «Эволюция брака и семьи»
(Париж, 1888 г., ст. 426) категорически высказывался в пользу второго
предположения. Он отказывается признать в бесспорном превосходстве женатых и
замужних в смысле предохраненности от самоубийства следствие и доказательство
преимущества брачного состояния; но он, конечно, был бы менее поспешен в своих
суждениях, если бы с большим вниманием отнесся к фактам.
    Без сомнения, вполне возможно, что в общем супруги имеют лучшую физическую и
моральную организацию, чем безбрачные. Нельзя, однако, сказать, чтобы брачный
подбор допускал совершение брака только среди избранной части населения.
Особенно сомнительно, чтобы люди без средств и положения вступали в брак
значительно реже, нежели все остальные. Как уже было замечено, у бедных классов
населения гораздо больше детей, чем у состоятельных. Если дух
предусмотрительности не мешает им размножаться выше всяких пределов
благоразумия, то почему бы вообще эти люди могли удерживаться от вступления в
брак? Кроме того, целый ряд фактов в последующем изложении может подтвердить,
что нужда вовсе не является одним из факторов, определяющих социальный процент
самоубийств. Что же касается слабых и больных, то кроме того, что целый ряд
причин заставляет их пренебрегать своими болезнями, еще вовсе не доказано, чтобы
из их среды чаще всего вербовались самоубийцы. Психоорганический темперамент,
наиболее всего предрасполагающий человека к самоубийству,— это неврастения во
всех ее видах, а в наше время неврастения скорее указывает на некоторое
превосходство, чем на дефект. В утонченном обществе, живущем высшей умственной
жизнью, неврастеники составляют своего рода духовную аристократию. Только явно
выраженное, характерное сумасшествие преграждает человеку путь к браку; но
устранение этой крайне редкой аномалии совершенно недостаточно для объяснения
значительного преимущества в смысле низкого процента самоубийств у людей,
находящихся в брачном состоянии. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382