Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Следует только уяснить себе действительный смысл этого слова. Когда о
каком-нибудь индивидуальном или социальном недуге говорят, что он чисто
морального характера, то под этим обыкновенно разумеют, что он не поддается
никакому действительному лечению, но что он может быть исправлен только частыми
увещаниями, систематическими проповедями, одним словом, словесным воздействием.
Рассуждают так, как будто система идей не связана с остальным миром, как будто
ее можно уничтожить или создать, произнесши известным образом известные формулы.
Не замечая того, применяют к явлениям духа верования и методы, которые
первобытный человек применял к явлениям физического мира. Как он верил в
существование магических слов, которые имеют власть превращать одно существо в
другое, так и мы молчаливо допускаем, не замечая грубости этой концепции, что
при помощи соответственных слов можно изменить умы и характеры. Как дикарь,
энергично выражая свою волю, чтобы совершилось такое-то космическое явление,
воображает, что он действительно вызывает его осуществление силой симпатической
магии, так и мы думаем, что, если с жаром выскажем свое желание, чтобы
совершилась такая-то перемена, она произойдет сама собой. На самом же деле
духовная система народа есть система определенных сил, которую нельзя ни
расстроить, ни перестроить путем простого внушения. Она связана с тем порядком,
в каком сгруппированы и организованы социальные элементы. Дан народ, состоящий
из известного числа индивидов, расположенных таким-то образом,— этим самым
порождается определенная совокупность коллективных идей и обычаев, которые не
меняются, пока сами условия, от которых они зависят, остаются прежними. В
зависимости от того, состоит ли народ из большего или меньшего количества
частей, координированы ли эти части по тому или другому плану, характер
коллективного существа будет другой, другие будут его приемы мышления и
действия, и нельзя изменить этих последних, не изменив его самого; а изменить
его — значит изменить его анатомическую структуру. Назвав моральным тот недуг,
симптомом которого является аномальное увеличение числа самоубийств, мы не хотим
свести его до степени какого-то поверхностного недомогания, которое можно
усыпить хорошими словами. Наоборот, удостоверенное этим путем искажение
морального темперамента свидетельствует о глубокой испорченности нашего
социального строя. Чтобы излечить первое, необходимо реформировать второй.
    Мы сказали, в чем, по нашему мнению, должна состоять эта реформа. Настоятельная
потребность в ней окончательно доказывается не только современным состоянием
самоубийства, но и всей совокупностью нашего исторического развития.
    Характерной чертой последнего является то, что оно мало-помалу стерло все старые
социальные рамки. Они исчезали одна за другой благодаря медленному снашиванию
или крупным сотрясениям, но им на смену не являлось ничего. Сначала общество
было организовано на основе семьи; оно являлось соединением более мелких обществ
— кланов, члены которых были или считали себя родственниками. По-видимому, эта
организация недолго сохранялась в чистом виде. Довольно рано семья перестает
быть политическим делением и становится центром частной жизни. Место старой
семейной группировки заняла группировка территориальная. Индивиды, занимающие
одну и ту же территорию, приобретают с течением времени, независимо от всякой
родственной связи, общие нравы и идеи, отличающиеся от нравов и идей их более
далеких соседей. Образуются таким образом маленькие агрегаты, единственной
материальной базой которых служит соседство и соседские отношения, но из которых
каждый имеет свою особую физиономию; это—село или, лучше, городская община с ее
владениями. Большей частью они не замыкались в диком одиночестве, а вступали
между собой в союзы, комбинировались в различных формах и составляли более
сложные общества, но они сохраняли при этом свою личность. Они остаются
элементарным сегментом, а все общество является только их увеличенной копией.
Мало-помалу, по мере того как эти союзы становятся более тесными,
территориальные округа сливаются между собою и теряют свою старую моральную
индивидуальность. Различие между одной общиной и другой, между одним округом и
другим стирается все больше и больше. Огромная реформа, совершенная французской
революцией, в том и состояла, что она довела эту нивелировку до небывалой еще
степени. Она не изобрела ее, потому что эта нивелировка долго подготовлялась
постепенной централизацией, совершавшейся при старом режиме. Но законодательное
уничтожение старых провинций, создание новых территориальных единиц, чисто
искусственных и номинальных, окончательно ее санкционировало. С тех пор развитие
путей сообщения, перемешав население, стерло последние следы старого порядка
вещей. И так как в то же время насильственно уничтожено было все, что
сохранилось от профессиональной организации, то исчезли все вторичные органы
социальной жизни. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382