Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    рый по своим идеям и стремлениям опережает современников, но не при помощи
отдельных личностей пересоздается моральный строй народов. Нам, конечно,
хотелось бы верить, что одного красноречивого голоса может быть достаточно,
чтобы перетворить как бы чудом социальную материю, но здесь, как и повсюду,
ничто не выходит из ничего. Самая великая энергия не может извлечь из небытия
силы, которых нет, и неудачи опыта всякий раз рассеивают эти детские иллюзии.
Впрочем, если бы даже путем немыслимого чуда и удалось создать какую-нибудь
педагогическую систему, которая расходилась бы с социальной системой, то она
была бы бесплодна, и именно по причине этого расхождения. Если коллективная
организация, создающая моральную атмосферу, которую хотят рассеять, продолжает
существовать по-прежнему, то ребенок не может не подпасть под ее влияние с той
минуты, когда он придет с ней в соприкосновение. Искусственная школьная среда не
может предохранить его надолго. По мере того как реальная жизнь охватит его все
больше и больше, она разрушит работу воспитателя. Итак, воспитание может
реформироваться лишь тогда, когда реформируется само общество. А для этого
необходимо уничтожить самые причины того зла, которым оно страдает.
    Мы знаем эти причины. Мы определили их, когда указали, какими источниками
питаются течения, несущие с собой самоубийства. Среди этих течений есть, однако,
одно, которое, несомненно, ничем не повинно в современном усилении числа
самоубийств: это — течение альтруистическое. В самом деле, в настоящее время оно
скорее теряет силу, чем выигрывает, и наблюдать его можно главным образом в
низших обществах. Если оно еще удерживается в армии, то и там его интенсивность
не представляет ничего аномального. До известной степени оно необходимо для
поддержания военного духа, но даже и там оно все больше и больше идет на убыль.
Остается только эгоистическое самоубийство и самоубийство анемичное, развитие
которых можно считать ненормальным, и только на этих двух формах нам необходимо
сосредоточить свое внимание.
    Эгоистическое самоубийство является результатом того, что общество не сохранило
достаточной цельности во всех своих частях, чтобы удержать всех членов под своею
властью. Если этот разряд самоубийств слишком усилился, это значит, что и то
состояние общества, которым он вызывается, чересчур усилилось, что слишком много
членов слишком полно ускользают из-под власти расстроенного и ослабевшего
общества. А потому единственное средство помочь злу, это — сделать социальные
группы снова достаточно сплоченными, чтобы они крепче держали индивида и чтобы
индивид крепче держался за них. Нужно, чтобы он сильнее чувствовал свою
солидарность с коллективным существом, которое предшествует ему по времени,
которое переживет его, которое окружает его со всех сторон. При этом условии он
перестанет искать в себе самом единственную цель своей деятельности и, поняв,
что он орудие для достижения цели, которая лежит выше его, он поймет также, что
он имеет известное значение. Жизнь снова приобретет смысл в его глазах, потому
что она вновь найдет свою естественную цель и свое естественное направление. Но
какие группы всего более способны непрерывно толкать человека к этому
спасительному чувству солидарности? Не политическое общество. Особенно в
настоящее время, в наших огромных новейших государствах оно слишком далеко стоит
от личности, чтобы с достаточной последовательностью серьезно влиять на нее.
Какова бы ни была связь между нашей повседневной работой и совокупностью
общественной жизни, она слишком косвенного свойства, чтобы ощущаться нами
непрерывно и отчетливо. Лишь в тех случаях, когда затронуты крупные интересы, мы
живо чувствуем свою зависимость от политического коллектива. Конечно, у тех, кто
составляет моральный цвет населения, редко бывает, чтобы совершенно
отсутствовала идея отечества, но в обычное время она остается в полумраке, в
состоянии смутного представления, а бывает, что она и совсем затмевается. Нужны
исключительные обстоятельства, какой-нибудь крупный политический или социальный
кризис, чтобы она выступила на первый план, овладела умами и стала направляющим
двигателем поведения. Но не такое редко проявляющееся воздействие может сыграть
роль постоянного тормоза для склонности к самоубийству. Необходимо, чтобы не
изредка только, но в каждый момент своей жизни индивид сознавал, что его
деятельность имеет цель. Чтобы его существование не казалось ему пустым, он
постоянно должен видеть, что жизнь его служит цели, которая непосредственно его
касается. Но это возможно лишь в том случае, когда более простая и менее
обширная социальная среда теснее окружает его и предлагает более близкую цель
его деятельности. Религиозное общество также непригодно для этой функции. Мы не
хотим, конечно, сказать, чтобы оно в известных условиях не могло оказывать
благодетельного влияния; но дело в том, что условий, необходимых для этого
влияния, нет теперь в наличности. В самом деле, оно предохраняет от самоубийства
лишь в том случае, когда оно, это религиозное общество, обладает могучей
организацией, плотно охватывающей индивида. Так как католическая религия
налагает на верующих обширную систему догматов и обрядов и проникает таким
образом во все подробности их существования, даже их мирской жизни, она сильнее
привязывает их к жизни, чем протестантизм. Католик меньше подвергается
возможности забыть о своей связи с вероисповедной группой, потому что эта группа
ежеминутно ему напоминает о себе в форме императивных предписаний, которые
касаются самых различных сторон жизни. Ему не приходится с тоской спрашивать
себя, куда ведут его поступки; он все их относит к Богу, потому что они большей
частью регулируются Богом, т. е. его воплощением — церковью. И так как
считается, что эти предписания исходят от власти сверхчеловеческой, человеческий

разум не имеет права их касаться. Было бы грубым противоречием приписывать им
подобное происхождение и в то же время разрешить свободную критику. Итак,
религия ослабляет склонность к самоубийству лишь в той мере, в какой она мешает
человеку свободно мыслить. Но подобное ограничение индивидуального разума в
настоящее время дело трудное и с каждым днем становится труднее. Оно оскорбляет
наши самые дорогие чувства. Мы все больше и больше отказываемся допускать, чтоб
можно было указать границы разуму и сказать ему: дальше ты не пойдешь. И
движение это началось не со вчерашнего дня: история человеческого духа есть в то
же время история развития свободной мысли. Было бы ребячеством пытаться
остановить движение, явно неудержимое. Если только современные обширные общества
не разложатся безвозвратно и мы не возвратимся к маленьким социальным группам
былых времен, т. е. если только человечество не возвратится к своему отправному
пункту, религии больше не в силах будут оказывать очень обширного или очень
глубокого влияния на умы. Это не значит, что не будут основывать новых религий.
Но единственно жизненными будут те, которые отведут свободному исследованию и
индивидуальной инициативе еще больше места, чем даже самые либеральные
протестантские секты. И именно поэтому они не будут оказывать на своих членов
того сильного давления, какое необходимо, чтоб поставить преграду самоубийству. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382