Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Поэтому надо пользоваться терминами с величайшей строгостью. Коллективные
наклонности имеют свое особенное бытие; это силы настолько же реальные,
насколько реальны силы космические, хотя они и различной природы; они влияют на
индивида также извне, хотя это совершается иными путями. Позволительно
утверждать, что реальность первых не ниже реальности вторых; это доказывается
тем же путем, а именно ознакомлением с постоянством их результатов.
    Когда мы констатируем, что число смертей лишь очень мало изменяется из года в
год, то мы объясняем эту закономерность зависимостью от климата, температуры,
состава почвы — словом, известным числом материальных причин, которые, будучи
независимыми от индивида, не изменяются и тогда, когда меняются поколения.
Следовательно, раз такие моральные акты, как самоубийство, воспроизводятся с
единообразием не только не меньшим, но и большим, мы должны допустить, что они
зависят от сил, лежащих вне индивидов; и так как эти силы могут быть только
моральными, а вне индивида нет другого морального существа, кроме общества, то
неизбежно приходится признать, что силы эти социальны. Но каким бы именем их ни
называть, важно только признать за ними реальность и считать их совокупностью
энергии, которые извне направляют наши поступки точно так же, как
физико-химические энергии, действию которых мы подвергаемся. Это не словесные
сущности, а реальности sui generis, которые можно измерять, сравнивать по
величине, как это делают по отношению к интенсивности электрических токов или
источников света. Таким образом, наше основное положение, что социальные факты
объективны,— положение, которое мы имели случай установить в нашей другой работе
и которое мы считаем принципом социологического метода, находит в моральной
статистике, и в особенности в статистике самоубийств, новое и особенно
демонстративное доказательство.. Конечно, оно задевает здравый смысл, но каждый
раз, как наука открывала людям существование незнакомой им силы, она встречала
недоверие с их стороны. Когда надо изменить систему существующих понятий, для
того чтобы очистить место новому порядку вещей и создать новые представления, то
умы людей, объятые ленью, неизбежно сопротивляются новизне. И тем не менее
необходимо прийти к какому-нибудь соглашению. Если социология действительно
существует, то предметом ее изучения может быть только неизведанный еще мир, не
похожий на те миры, которые исследуются другими науками; но этот новый мир будет
ничто, если он не будет представлять собою целой системы реальностей.
    Но именно потому, что это представление наталкивается на традиционные
предрассудки, оно подняло ряд возражений, на которые нам необходимо ответить. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382