Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Категория эта отличается от предыдущей тем, что она не предполагает
воспроизведения какого-либо образца. Когда следуют известной моде или соблюдают
известный обычай, то поступают в этом случае так, как поступали и поступают
ежедневно другие люди. Но уже из самого определения следует, что это повторение
не может быть вызвано тем, что называется инстинктом подражания; с одной
стороны, оно является как бы симпатией, которая заставляет нас не оскорблять
чувства окружающих нас людей, дабы не испортить хороших отношений с ними; с
другой стороны, оно порождается тем уважением, которое нам внушает образ мыслей
и действий коллектива, и прямым или косвенным давлением, которое оказывает на
нас коллектив, дабы предупредить с нашей стороны всякое диссидентство и
поддержать в нас это чувство уважения. В данном случае мы не потому
воспроизводим тот или иной поступок, что он был совершен в нашем присутствии,
что мы получили о нем сведения, и не потому, что нас увлекает воспроизведение
само по себе, но потому, что он представляется нам обязательным и в известной
степени полезным. Мы совершаем этот поступок не потому просто, что он был раз
осуществлен, а потому, что он носит на себе печать общественного одобрения, к
которому мы привыкли относиться с уважением и противиться которому значило бы
обречь себя на серьезные неприятности.
    Одним словом, поступать в силу уважения к общественному мнению или из страха
перед ним не значит подражать. От такого рода поступков не отличаются по
существу и те образцы, которыми мы руководствуемся, когда нам приходится делать
что-либо новое. В самом деле, лишь в силу особого, присущего им характера
признаем мы их за то, что должно быть сделано.
    Но если мы даже начинаем бороться против обычаев, вместо того чтобы следовать
им, это вовсе не значит, что картина совершенно изменилась; раз мы исповедуем
какую-нибудь новую идею, увлекаемся чем-либо оригинальным, значит, данное
новшество имеет свои внутренние качества, заставляющие нас признать его
заслуживающим одобрения. Без сомнения, руководящие нами мотивы в этих двух
случаях неоднородны, но психологический механизм тождествен там и здесь. Между
представлением о действии, с одной стороны, и осуществлением его—с другой,
происходит интеллектуальный акт, состоящий в ясном или смутном, беглом или
медленном постижении определяющего характера данного поступка, каков бы он ни
был. Способ нашего подчинения нравам и модам своей страны не имеет ничего общего
с машинальным подражанием, заставляющим нас воспроизводить движения, свидетелями
которых мы являемся. Между этими двумя способами действий лежит вся та пропасть,
которая отделяет разумное и обдуманное поведение от автоматического рефлекса.
Первое имеет свои основания даже тогда, когда они не высказаны в отчетливо
формулированных суждениях. Второй лишен разумных оснований; он непосредственно
обусловливается созерцанием данного акта без всякого участия разума. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382