Французский романист. Отец его был голландец, мать – француженка. Получив домашнее образование, в 1866 Гюисманс стал чиновником Министерства внутренних дел, где прослужил 32 года вплоть до отставки. В 1874 Гюисманс опубликовал первую книгу – "Ваза с пряностями", сборник прозаических стихотворений в духе Ш. Бодлера. Под влиянием трех мэтров тогдашней французской литературы – Э. де Гонкура, Э. Золя и Г. Флобера – написаны романы "Марта, история проститутки" (1876), первая книга о публичной девке из опекаемого государством борделя; "Сестры Ватар" (1879), социальная хроника в манере Золя; "Семейный очаг" (1881), многим обязанный флоберовскому "Воспитанию чувств". Вскоре Гюисманс вошел в Меданский кружок, однако он был слишком независимым писателем, чтобы надолго задержаться в учениках Золя. После небольшого романа "По течению" (1882), с беспросветным пессимизмом повествующего о злоключениях чиновника, он поразил литературный мир книгой "Наоборот" (1884), получившей наименование "катехизиса декаданса". Главным героем является аристократ "конца века" ("fin-de-siècle").
Порвав с Золя, Гюисманс издал романы "У пристани" (1887), натуралистический в изображении сцен деревенской жизни и сюрреалистический в описании грез, и "Там, внизу" (1891), изображение сатанизма в его средневековом и современном вариантах. Центральный персонаж, Дюрталь, появляется далее в романах "В пути" (1895), истории возвращения Гюисманса в лоно католической церкви после пребывания в монастыре траппистов, "Собор" (1898), почти целиком посвященном Шартрскому собору, и "Послушник" (1903), слегка завуалированной хронике послушничества Гюисманса в бенедиктинском монастыре после отставки с государственной службы.
В число других его книг входят "Парижские наброски" (1880), посвященные различным сторонам столичной жизни; "Современное искусство" (1883), в котором он пропагандировал импрессионизм; "Святая Людвина из Схидама" (1901), эссе в жанре "жития", и "Лурдские толпы" (1906), где восхваляется набожность и бичуется завладевшая городом страсть к наживе. Романы Гюисманса точно отражают эволюцию интеллектуальной и художественной жизни во Франции конца XIX века. При этом их можно рассматривать и как развернутую автобиографию писателя.