Густав ФЛОБЕР (12.12.1821, Руан-8.05.1880, Круассе близ Руана)
Французский писатель.
Флобер был младшим сыном известного руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его эстетики. Не окончив из-за болезни курс права в Сорбонне, он рано избрал себе литературную карьеру, однако ничего не публиковал вплоть до 1856. С 1846 жил уединенно в загородной усадьбе Круассе, лишь иногда совершая путешествия (самое большое на Восток в 1849-51). Получил известность в 1857, после публикации романа "Госпожа Бовари" и нашумевшего судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в "оскорблении нравственности" (суд вынес оправдательный приговор). С этого момента Флобер стал признанным лидером нового художественного направления реализма, прямым учителем Г. де Мопассана, позднее был объявлен предтечей натурализма (Э. Золя, Ш. М. Ж. Гюисманс, братья Э. и Ж. Гонкур). Сделавшись знаменитым, он по-прежнему основную часть времени аскетически замкнуто жил в Круассе, общаясь с миром в многочисленных письмах, многие из них к поэтам Луизе Коле, Луи Буйе, прозаикам Золя, Жорж Санд, И. С. Тургеневу и др. представляют собой исключительно содержательные документы, в которых нашло отражение его эстетическое кредо.
В 1830-40-е гг. Флобер постепенно эволюционировал от "неистового" романтизма в духе В. Гюго (повести и новеллы с преувеличенно бурными страстями, байронической отверженностью главного героя, обильными лирическими излияниями автора) к новаторской художественной системе объективному, отстраненному повествованию, стремящемуся к научной или же мистической истине, из которого полностью исключены прямые авторские оценки (автор в своем произведении, по словам Флобера, «должен быть подобен богу во вселенной вездесущ и невидим»). Художественный эффект основан здесь не столько на внутренней ценности изображаемого, сколько на безупречном формальном искусстве писателя; отсюда мечта о «книге ни о чем», с абсолютно незначительным сюжетом, которая «держалась бы сама собой, внутренней силой стиля». На практике это приводило Флобера к опытам воссоздания заведомо ничтожных, пустых фактов «буржуазного» сознания ("Лексикон прописных истин", задуманный еще в юности и опубликованный лишь посмертно), по отношению к которым писатель занимает тонкую позицию "высшей иронии", неуловимо-буквального пародирования.
Идейный смысл романа "Госпожа Бовари" (начал печататься 1.10.1856, вышел 12.04.1857) - расчет с романтическими иллюзиями. Жена заурядного провинциального лекаря (фельдшера) Эмма Бовари, задыхаясь в мещанской среде нормандского городка, пытается наперекор своему положению вести себя как аристократка или героиня романа и, запутавшись в супружеских изменах и долгах, кончает самоубийством. Писатель мастерски показывает как пошлость провинциальной мелкобуржуазной среды (идеологом которой
выступает болтун-"прогрессист" аптекарь Омэ), так и неистинную, надуманную форму, которую получают мистические упования
и высокие идеалы Эммы, по-своему бунтующей против этой среды.
Роман "Саламбо" (1862), как и некоторые другие произведения зрелого Флобера мистерия "Искушение святого Антония" (три
редакции, 1849-74), повести "Иродиада" и "Легенда о святом Юлиане Странноприимце" (обе 1877), обращен не к современному быту, а к баснословным временам древности: сюжет история мятежа войска наемников против Карфагена (III век до н. э.). Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.
Первый роман под названием "Воспитание чувств" (не опубликованный при жизни) был написан Флобером в 1845, второй, принципиально отличный от него, вышел в свет в 1869. Это биография молодого человека, стремящегося утвердить себя в
Париже, но терпящего неудачу из-за смутности, непостоянства своих чувств и устремлений творческих, любовных, политических. Действие происходит в сороковых годах XIX века, в обстановке бурной интеллектуальной жизни Франции периода Июльской монархии, а финалом служит революция 1848 и история краха Второй республики, соотнесенного с жизненной неудачей главного героя Фредерика Моро.
Незавершенное произведение "Бувар и Пекюше" (опубликовано в 1881) необычного жанра сатирическая энциклопедия культуры XIX века, представленная через историю друзей-двойников, которые, удалившись на покой и поселившись в маленьком провинциальном городке, неутомимо занимаются самообразованием, последовательно изучая самые разные области знания агрономию, геологию, историю, литературу и т. д. Итог их опыта обнажает внутреннюю противоречивость интеллектуальной культуры, проявляющую себя также и в политическом фарсе, которым оборачивается во французской провинции революция 1848.