Его жизнь лишь внешне напоминает жизнь героя пьесы Э. Ростана "Сирано де Бержерак" (1897). Поступив в парижский иезуитский Коллеж Бовэ, он добавил к своей фамилии "де Бержерак" (гасконская семья с этой фамилией некоторое время владела имением его отца). В 20 лет Сирано, уже участник нескольких дуэлей, поступил на военную службу, в 1640 принял участие в осаде Арраса. Позже, поселившись в Париже, занимался литературным творчеством, изучал философию, испытал влияние идей Дж.Ф. Бруно, Т. Кампанеллы и П. Гассенди. В 1652 бедный, больной и одинокий поэт нашел себе покровителя в лице герцога д'Арпажона.
В 1653 Сирано написал комедию "Одураченный педант" ("Le pedant jou"), некоторые сцены из которой заимствовал Мольер для "Проделок Скапена". Его перу принадлежит трагедия "Смерть Агриппины" ("La Mort d'Agrippine", 1654). Все это, а также "Письма" он опубликовал в 1654 под названием "Различные произведения" В них проявился талант Сирано де Бержерака-сатирика, выразились атеистические и материалистические идеи вольнодумца. Трагедия была запрещена.
Глаными его произведениями являются два отчета о вымышленных путешествиях: "Государства и империи Луны" ("Les etats et empires de la lune", 1649, издан 1657) и "Государства и империи Солнца" ("Les etats et empires du soleil", 1649, издан 1662). Издатель крайне обеднил текст; лишь в XX веке он был восстановлен по обнаруженной рукописи. Повествуя о жизни на Луне, Сирано де Бержерак раскрывает свою концепцию Вселенной и человека. Он смеется над системой Птолемея. Отрицает бессмертие души и издевается над верой в чудеса. Вечной он признаёт лишь материю. По жанру это научно-фантастические романы, наполненные рассказами об остроумных технических изобретениях; их сравнивали с произведениями Ф.Рабле. В творчестве Сирано выразились вольнодумные настроения либертинов. Печатью таланта отмечена его бурлескная поэзия. После смерти Сирано де Бержерак был почти забыт. Интерес к нему возродился только с пьесой Ростана.