Главная страница

Пьер Огюстен де БОМАРШЕ (Beaumarchais, настоящая фамилия - Карон, Caron) (24.1.1732, Париж, - 18.5.1799, Париж)

Крупнейший французский драматург второй половины XVIII века. Родился в семье богатого часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Cтав учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. (В 1772 году был обвинен в попытке дать взятку судье. 22.2.1772 выиграл судебный процесс о наследовании крупной суммы денег от его умершего компаньона Пари-Дюверне. 15.3.1772 французский суд вторично признал право Бомарше на деньги, которые завещал ему Пари-Дюверне.)

Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные "Мемуары" (Mémoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол. 26.2.1774 парижский парламент приговорил Бомарше к штрафу в три ливра за его мемуары, которые было велено сжечь. 5.3.1774 во дворе парижского Дворца правосудия королевским палачом мемуары были сожжены.

7 декабря 1775 года направил секретное послание Людовику XVI с просьбой помочь американским колониям в борьбе за независимость. 26 октября 1777 года представил правительству Франции проект декларации о признании независимости США.

Любовь к театру побудила его написать две драмы – "Евгения" (Eugénie, 1767) была встречена благожелательно, "Двух друзей" (Les Deux amis, 1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех "Севильского цирюльника" (Le Barbier de Séville, 1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в "Театр Франсе" 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж.Россини "Севильский цирюльник" (1816).

Этот же персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, "Женитьба Фигаро" (Le Mariage de Figaro, 1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в "Театр Франсе" 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой. Демократизм "Севильского цирюльника" в "Женитьбе Фигаро" наполняется революционным пылом. Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, каким его вывел Мольер, – теперь это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и ясно сознает свое место в новых обстоятельствах. Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Руссо, Дидро и других "философов". Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. На ее основе было написано либретто оперы Моцарта "Свадьба Фигаро" (1786). Бомарше попытался использовать те же персонажи в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама "Преступная мать" (La Mére coupable, 1792) не имела успеха.

Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили вернуться во Францию.

Наука Технологии TopCTO Наука Технологии Rambler's Top100