Французский историк искусств, реставратор и зодчий, один из лидеров романтического историзма.
Учился в мастерской зодчего А. Леклера, но особое влияние на него оказал А. Лабруст. В 1836–1837 изучал старинное зодчество Италии, однако главным предметом интереса – начиная с работ по реставрации парижского храма Сен-Жермен-л'Оксерруа (в 1838) – стало для него зодчество французского средневековья, в первую очередь готика. По инициативе его друга, писателя П. Мериме, Виолле-ле-Дюк стал активным членом новосозданной Комиссии исторических памятников (с 1840), а с 1848 работал под эгидой Службы епархиальных зданий – как инспектор и руководитель важнейших предприятий по изучению и обновлению средневековых построек.
По планам Виолле-ле-Дюка в 1840–70-е годы реставрировались аббатство Сен-Дени, соборы Нотр-Дам в Париже (совместно с архитектором Ж.-Б. Лассю), Амьене и Клермон-Ферране, крепостные стены и собор Сен-Назер в Каркасоне, церкви Сен-Сернен в Тулузе, Сент-Мадлен в Везле, замок Пьерфон, собор в Лозанне и многие другие здания. Хотя в практике своей мастер увлекался "новоделом", слишком часто домысливая формы и конструкции без достаточных на то оснований, итогом его работ стала впечатляющая сумма археологических знаний. Фундаментальные, тщательно иллюстрированные труды Виолле-ле-Дюка (в первую очередь, 10-томный "Толковый словарь французской архитектуры XI–XVI веков", 1854–1868, и 6-томный "Толковый словарь французской утвари и обстановки от каролингской эпохи до Ренессанса", 1858–1875; последний частично переведен на русский язык) оказали огромное воздействие на развитие неоготического вкуса. Самостоятельные же его постройки (храм Сен-Дени-де-Лестре в Сен-Дени, 1864–1867; и др.) не столь значительны, будучи просто добротными стилизациями под старину.
Как теоретик (изложивший свои взгляды в "Беседах об архитектуре", 1858–1872) обращал особое внимание на конструктивную функциональность средневековых сооружений, тем самым предваряя эстетические поиски XX века. Его книга "Американские города и руины" (1863) явилась первым крупным научным обзором доколумбовой архитектуры Центральной Америки. По-своему эпохальна и книга "Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность" (1877, русский перевод – 1879), где Виолле-ле-Дюк очертил своеобразие русской художественной культуры с беспрецедентной для западной науки масштабностью, хотя и переоценил при этом роль "восточных влияний".