Анри Мари Раймон де ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (Toulouse-Lautrec) (24.11.1864, Альби - 9.9.1901, замок де Мальроме, близ Бордо)
Французский живописец, график.
Представитель древнейшего аристократического рода, получил хорошее домашнее образование, с детства прекрасно рисовал. Судьба Тулуз-Лотрека трагична: после перелома обеих ног красивый, ловкий мальчик превратился в калеку карлика с короткими ножками, большой головой. Искусство стало для него единственным прибежищем. Его учителями были Р. Пренсто (1879-81), в 1882-86 известные художники академической ориентации Л. Бонна и Ф. Кормон. Тулуз-Лотрек много рисует, особенно лошадей, которых любил с детства, мечтая стать наездником. Ему хорошо удаются и породистые кони, мчащиеся во весь опор: "Альфонс де Тулуз-Лотрек в карете" (1881, Пти-Пале, Париж) и лошади-трудяги: "Нагруженная телега", (около 1875-80, Музей в Альби). Он делает портреты близких: матери "Графиня де Тулуз-Лотрек" (1883, там же); бабушки "Габриэль де Тулуз-Лотрек" (1882, частная коллекция, Нью-Йорк). Избегая жалости или насмешек, Тулуз-Лотрек сам первым смеется над своим увечьем; он остроумен, насмешлив, таково и его искусство. Он мастер гротеска: несколько стремительных, точных штрихов и на листе возникает убийственно меткий, узнаваемый образ.
Художник становится завсегдатаем ночных увеселительных заведений Парижа, кочуя по кафе, кабаре, публичным домам; альбом всегда при нем, ему охотно позируют, признавая за своего. Он воссоздает атмосферу ночного города, его обитателей. Беглые наброски передают не только характер, иногда в них прочитывается судьба, развязность прикрывает порой усталость, одиночество: "Пересохшая глотка" (около 1889, Фогг Арт Музеум, Кембридж); "Салон на улице Мулен" (1895, Музей в Альби); "Эти прекрасные дамы" (около 1895, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Дерзкая энергичная линия выхватывает мгновения из пестрой жизни ночного Монмартра. У Тулуз-Лотрека есть излюбленные персонажи: певцы, танцовщики, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом. Знаменитая Ля Гулю "Танец в «Мулен-Руж»" (1890, частная коллекция, Филадельфия); "Ля Гулю, входящая в «Мулен-Руж»" (1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк); звезда Монмартра, певица Иветт Гильбер с характерным лицом, тонким носом, худыми руками в черных перчатках "Иветт Гильбер поет английскую песенку" (1894, Музей изобразительных искусств, Москва). Особенно удачны листы, посвященные владельцу кабаре Аристиду Брюану, который прославился тем, что ругал и поносил посетителей.
Обычно насмешливый, иронично-дерзкий Тулуз-Лотрек становился иногда внимательным, застенчиво нежным "Джейн Авриль, выходящая из «Мулен-Руж»" (1892, Атенеум, Хартфорд): задумчивое усталое лицо танцовщицы, опущенные глаза, строгий костюм образ овеян тихой печалью. Но простым и добрым Лотрек бывает, только рисуя животных, возможно, потому, что в их глазах он не замечает ни удивления, ни жалости к себе: ослик с грустными глазами, покорная лошадь с доброй мордой, важные почтенные быки рисунки для "Естественных историй" Ж. Ренара (1897, Национальная библиотека, Париж). Любимый художник его Дега, и он нередко разрабатывает близкие темы: "Прачка с корзиной" (1888, литография); "Туалет", (1896, Музей Орсе, Париж); "Жокей" (1899, цветная литография).
Кроме рисунков, пастелей, станковых картин маслом, Тулуз-Лотрек создавал великолепные плакаты и афиши, подняв рекламу до уровня подлинного искусства: "Амбассадер. Аристид Брюан" (1892) крупная голова в черной широкополой шляпе, мефистофельский излом бровей, черный костюм и огненно-красный шарф; все выглядит ярко, броско, завлекательно.
Тулуз-Лотрек скончался после долгой болезни, не дожив до 37 лет. Хотя при жизни он не пользовался широким признанием, влияние его на современников и художников 20 века было значительным.