Французский живописец, график, скульптор.
С тринадцати лет подрабатывал в мастерской по росписи фарфора (1854), затем расписывал гербы, веера, шторы, по вечерам посещал Школу рисунка и прикладного искусства. Заработанные средства позволили Ренуару всерьез заняться живописью. С 1862 учится в Школе изящных искусств, посещает мастерскую Ш. Глейра, где знакомится с Базилем, Моне, Сислеем. Вместе с ними пишет пейзажи в окрестностях Парижа.
В 1864 в Салон принимают его картину "Эсмеральда, танцующая с козочкой" (впоследствии им уничтожена). Знакомится с Курбе, его влияние можно заметить в "Харчевне матушки Антони" (1866, Национальный музей, Стокгольм), "Диане-охотнице" (1867, Национальная галерея, Вашингтон).
В отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых стал пейзаж, Ренуара привлекает повседневная жизнь человека сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне: "Семья Сислея" (1868, Вальраф-Рихарц-Людвиг музеум, Кельн); "Лягушатник" (1869, коллекция Оскара Рейхарта, Винтертур); "Портрет Моне" (1872, частная коллекция, Париж); "В саду" (1875, Музей изобразительных искусств, Москва); "После обеда" (1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне); "Девушка за шитьем" (1879, Институт искусств, Чикаго); "Завтрак гребцов" (1881, галерея Филипс, Вашингтон). Ренуар участвует в первой выставке импрессионистов в 1874 ("Танцовщица", Национальная галерея, Вашингтон); "Ложа", Институт Курто, Лондон), затем во второй, третьей и седьмой.
Ренуар художник, влюбленный в жизнь, его восхищение красотой женщины, ее грацией, блеском глаз, перламутровым сиянием кожи, прелестью и непосредственностью детских лиц запечатлено в его картинах: "Обнаженная" (1876, Музей изобразительных искусств, Москва); "Мадам Жорж Шарпантье с детьми" (1876-78, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); "Этюд к портрету Жанны Самари" (1877, Музей изобразительных искусств, Москва); "Девушка с веером" (около 1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Модели Ренуара далеки от классического идеала красоты; он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками часто это были деревенские девушки служанки, няни.
Ренуар любит нежные, пастельные тона, розовые, голубые, нежно-зеленые возможно, в этом сказалась его работа по росписи фарфора. В картинах Ренуара много солнца, света, они исполнены дыханием жизни: воды струятся и сверкают бликами, деревья трепещут на ветру, солнечные зайчики скользят по лицам, одежде, траве; свободный мазок усиливает впечатление особой одухотворенности, изменчивости мира.
В 1880-х годах Ренуар много путешествует Алжир, Испания, Италия. Под влиянием Рафаэля он меняет свою манеру: рисунок становится точнее, контуры четче, объемы более проработанными, все элементы формы тяготеют к "классичности" ("энгровский" период): "Зонтики" (около 1880, Национальная галерея, Лондон); "Большие купальщицы" (1884-87, Музей искусства, Филадельфия). Однако вскоре Ренуар отходит от подобной «строгой», скульптурной трактовки формы, возвращаясь к более свободной живописной манере. Его колорит приобретает особую светозарность, этот период называют "перламутровым": "Девушки за фортепиано" (1892, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); "Заснувшая купальщица" (1897, коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур); "Габриэль и Жан" (1895, коллекция Вальтера Гийома, Париж, где изображен Жан, сын Ренуара, в будущем знаменитый кинорежиссер).
В конце жизни, вынужденный из-за болезни рук (с 1912 он мог писать, только привязывая кисть к руке) отказаться от живописи, Ренуар переходит к скульптуре; давая указания помощнику Гино, художник создает ряд великолепных скульптур, отмеченных мощной пластикой форм, гармонией силуэтов, заставляющих забывать, что перед нами творения немощного, изувеченного болезнью человека: "Венера" (1913, частная коллекция, Париж); "Большая прачка" (1917, частная коллекция, Кельн); "Материнство" (1916, частная коллекция, Париж).