Французский композитор, пианист и дирижер.
Отец Равеля - выходец из Швейцарии, мать - испано-баскского происхождения.
Очень рано обнаружил музыкальные способности, в 1882 начал заниматься фортепиано у А.Гиза и в 1887 гармонией у Ш.Рене. Два года Равель обучался в подготовительном классе Парижской консерватории, в 1891 поступил в фортепианный класс Ш. де Берио. Теоретические дисциплины проходил у Пессара и Дюбуа, композицией занимался в 1898 у Г.Форе, контрапунктом у А.Жедальжа.
В годы ученичества из-под пера Равеля вышло лишь несколько произведений, в их числе "Старинный менуэт" (Menuet antique, 1895), и только в 1899 он показал ныне широко известную фортепианную "Павану усопшей инфанте" (Pavane pour une infante dfunte). В консерватории Равель подружился с испанским пианистом Р. Виньесом, который стал первым исполнителем сочинений композитора.
В 1901, после неудавшейся попытки завоевать Римскую премию, Равель создал фортепианный цикл "Игра воды" (Jeux d'eau), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты листовского пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. Новые попытки победить в конкурсе на Римскую премию, предпринятые Равелем в 1902 и 1903, потерпели неудачу, что не помешало композитору сочинить в это время прекрасный "Струнный квартет фа мажор". Неудача Равеля с Римской премией породила в Париже много толков: говорили, что причиной является размолвка между Равелем и Форе. С тех пор и до конца своих дней Равель вел лишенную примечательных событий жизнь "кабинетного" композитора. Исключением стали лишь годы Первой мировой войны, когда он добровольцем пошел на фронт, где служил шофером в медицинской бригаде; в 1927–1928 он выезжал на гастроли в США.
Испытал влияние Э. Шабрие, Э. Сати, К. Дебюсси, а также Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского. В своей музыке Р. развивал принципы импрессионизма. С наибольшей полнотой это отразилось в произведениях для фортепиано - "Игра воды" (1901), "Отражения" (1905), "Признаки ночи" (1908), а также в балете "Дафнис и Хлоя" (Daphnis et Chlo, 1911, либретто М.М. Фокина, премьера 8.6.1912 с русской балериной Тамарой Карсавиной в главной роли).
В ряде сочинений Равеля, постоянно тянувшегося к испанской музыке, нашли воплощение мелодика и ритмы Испании. Таковы шедевр оркестрового письма "Испанская рапсодия" (1907), комическая опера "Испанский час" (1907, пост. 1911, Париж), популярнейшее "Болеро" для оркестра (1928, премьера в Париже 22.11.1928) и многие сочинения, непосредственно не связанные с испанской темой. Композитора привлекали также старинный и современный танец, джазовые ритмы. Танцевальными ритмами пронизаны "Благородные и сентиментальные вальсы" для фортепиано (1911), позже переложенные для оркестра, "Испанская рапсодия", оперы "Испанский час", "Дитя и волшебство" (1925, Монте-Карло), хореографическая поэма "Вальс" (1920).
Джазовая музыка нашла отражение в сонате для скрипки и фортепиано (1927, 2-я ч. - "Блюз"), фортепианном концерте для левой руки (1931, написан для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку). Непревзойденный мастер оркестра, Равель создал также замечательные образцы в других жанрах. Значительны его находки в области музыкальной декламации ("Естественные истории" для голоса и фортепиано, на тексты Ж. Ренара, 1906; вокальные партии оперы "Испанский час" и др.). Музыка Равеля сочетает тонкую колористичность с ясностью мелодичностью линий, изысканную звукопись с ритмической определенностью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным национальным классическим идеалам - ясности стиля, чувству меры и красоты.
Своего рода данью погибшим на войне друзьям явилась сюита для фортепиано "Гробница Куперена" (Le tombeau de Couperin, 1917), каждая часть которой посвящена одному из них.
Список других значительных сочинений Равеля выглядит следующим образом: "Сонатина для фортепиано" (1905); большой фортепианный цикл "Ночной Гаспар" (Gaspard de la nuit, 1908);
камерный опус "Три поэмы Стефана Малларме" (Trois pomes de Stphane Mallarm, 1913); "Фортепианное трио" (1914); концертная фантазия "Цыганка" для скрипки с фортепьяно (1924); вокальный цикл "Мадагаскарские песни" (Chansons madcasses, 1926); два фортепианных концерта (один из них – для левой руки, 1931). Равель оркестровал "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского (1922).
В 1933 Равель попал в автомобильную катастрофу. В результате травмы стала развиваться опухоль мозга, и к 1936 композитор перестал узнавать собственную музыку.
Равель был очень оригинальной личностью. В его сознании причудливо связывались музыка и механика. Он собрал коллекцию механических игрушек – точность их движений восхищала композитора. Неудачи, связанные с Римской премией, наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, и когда Равелю был предложен орден Почетного легиона, он отказался от награды, сочтя ее оскорблением. Однако степень почетного доктора музыки Оксфордского университета (1929) он принял как дань уважения.
Творческие открытия Равеля в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки и др.) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке XX века. Яркое и оригинальное, оптимистическое творчество Равеля глубоко гуманистично, наряду с Дебюсси он является крупнейшим композитором Франции XX века.