Марсель ПАНЬОЛЬ (Pagnol) (25.2.1895, под Марселем-18.4.1974, Париж)
Французский драматург, кинематографист.
Уже в раннем возрасте проявил интерес к драматургии, однако пошел по стопам отца и стал учителем. Вернувшись с фронта после Первой мировой войны, переехал в Париж и начал преподавать английский язык. Слава драматурга пришла к Паньолю в 1928 после постановки его пьесы Топаз (Topaz). В 1930 он впервые увидел звуковой фильм и решил посвятить себя кинематографу, создав в 1931 собственную компанию по производству фильмов. Снятая на основе его пьес кинотрилогия о рабочих марсельского порта (Мариус – Marius, 1931; Фанни – Fanny, 1932; Сезар – Csar, 1936) принесла ему мировую известность.
Сосредоточенность Паньоля на диалогах поначалу доставила ему репутацию сторонника «заснятого театра», однако его дальнейшие фильмы – такие, как Анжела (Angle, 1934) и Урожай (Regain, 1937), – доказали, что главным объектом его внимания является характер. Одной из его излюбленных тем – возвращение человека к земле – посвящены фильмы Жофруа (Jofroi, 1934), Урожай и Манон ручьев (Manon des sources, 1952). Простота и естественность, с какими Паньоль показывает жизнь французских крестьян, сближает его с итальянскими неореалистами и Ж.Ренуаром.
Среди прочих фильмов Паньоля – три киноверсии его пьесы Топаз (1933, 1936 и 1951), Мерлюс (Merlusse, 1935), Жена булочника (La Femme de boulanger, 1938), Дочь землекопа (La Fille du puisatier, 1940), Наис (Nais, 1946), Прекрасная мельничиха (La Belle Meunire, 1948), Карнавал (Carnaval, 1953) и Письма с моей мельницы (Les Lettres de mon moulin, 1954).
Паньоль стал первым деятелем кино, избранным в члены Французской Академии (1946).