МАССОН
Главная страница

Андре МАССОН (Masson) (4.1.1896, Баланьи-сюр-Терен, Бельгия, – 28.10.1987, Париж)

Французский художник, соединивший в своем творчестве черты сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

Родился в семье директора школы. Детство его прошло в Брюсселе. В 1908 окончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в местную Академию художеств. В 1912 продолжил учебу в парижской Школе изящных искусств. В начале Первой мировой войны пошел на фронт добровольцем и был тяжело ранен (1917). Жил преимущественно в Париже, первоначально зарабатывая на жизнь в качестве керамиста и газетного корректора. Заключив контракт с известным галеристом Д.-А. Канвейлером, смог с середины 1920-х годов целиком посвятить себя искусству.

В ранних его вещах проявляется сильное влияние красочно-символистской манеры Дж.Энсора. Прошел также через период кубизма. Нашел себя в русле сюрреализма, познакомившись после первой своей персональной выставки (1924) с А.Бретоном. Сюрреалистически развивал кубистские формы, затем (с 1926) работал в технике "автоматической живописи", создавая живописные и графические композиции (графика всегда играла в его творчестве полноправно-параллельную роль), где отдельные фигуры и символы во все большей степени подчинялись спонтанной игре ритмов, красок и штрихов ("Битва рыб", 1926, Музей современного искусства, Нью-Йорк). К 1929 временно прервал связи с сюрреалистами, но по-прежнему следовал их мифологии насилия и эротизма, характерной для его вещей испанского периода (1934–1936) и иллюстраций к "Песням Мальдорора" Лотреамона (1937). Антично-мифологические мотивы, к которым он часто обращался ("Лабиринт", 1930, Национальный музей современного искусства, Париж), получили центральное звучание в его искусстве рубежа 1930–1940-х годов (серия "картин с Минотавром").

После начала немецкой оккупации Парижа уехал на юг Франции (1940), а в 1941 – в США. Здесь его творчество послужило непосредственным импульсом к формированию абстрактного экспрессионизма, сам же Массон испытал глубокое впечатление от произведений классической китайской живописи в американских коллекциях. Вернувшись во Францию (1945), провел два года в Экс-ан-Прованс, где писал импрессионистические местные пейзажи. Его работы 1953–1959 относят к "азиатскому периоду" в силу доминирующих в них перекличек с дальневосточной живописью тушью. В 1964 по заказу Министерства культуры исполнил плафоны для украшения парижского театра "Одеон".

Наука Технологии TopCTO Наука Технологии Rambler's Top100