Французский писатель эпохи Просвещения, участник "Энциклопедии", поместил в ней ряд статей по литературе, собранных позднее в книге "Elements de littérature" (Основные элементы литературы, 1787). Выходец из мелкой мещанской среды, Мармонтель - типичный представитель тех умеренных слоев буржуазии, которые хотя и склонны были поддерживать борьбу со "старым порядком", но вовсе не желали коренной ломки существующего строя. Этим и объясняется то, что в 1792 Мармонтель покинул революционную столицу, а позже выступил в защиту эмигрантов. Мармонтель как художник проявил себя в разных жанрах, но, по мнению писавших о нем, он не дал ничего значительного ни в одной области художественного творчества. Основным достоинством лучших произведений Мармонтеля является их язык, чистоту которого однако нередко портит стремление к изысканности. Трагедии Мармонтеля крайне напыщенны и растянуты; они знаменуют упадок классического трагедийного жанра. Из произведений его особым успехом пользовались "Моралистические рассказы" (Contes moraux, 1765), романы "Bélisaire" и "Инки" ("Incas", 1777), "Mémoires d’un père pour servir à l’instruction de ses enfants" (Мемуары отца в поучение детям). Они отличаются типичным для данной переходной эпохи сочетанием сентиментальности и сентенциозности с эротической развязностью. Роман "Bélisaire" (переведенный на русский язык по предложению Екатерины II) особенно характерен для умеренного просветительства с его призывом к веротерпимости, за что автор подвергся нападкам со стороны духовенства. Проблеме веротерпимости посвящен также роман "Incas", предвещающий своими экзотическими мотивами Бернарден-де-сен-Пьера и Шатобриана. Мармонтель неудачно пытался создать смешанный жанр "романа и эпопеи", который фактически принял у него характер многословного философского романа. К концу своей жизни Мармонтель отказался от идей энциклопедистов. Наиболее полно он проявил себя в посмертных мемуарах, в которых много места уделено любовным похождениям.