Шарль Эдуар ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (настоящая фамилия Жаннере) (6.10.1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария-27.8.1965, Рокбрюн-Кап-Мартен, Прованс, Франция)
Французский архитектор и теоретик искусства, один из самых авторитетных мастеров современного зодчества.
Родился в семье владельца эмальерной мастерской. Подростком учился в местной школе декоративно-прикладного искусства; зарабатывал на жизнь, гравируя орнаменты на крышках часов. Получил уроки мастерства у крупнейших зодчих того времени Й. Хофмана в Вене (1907), О. Перре в Париже (1908-10), П. Беренса в Берлине (1910-11). В 1911 путешествовал по Италии, Греции, Турции, испытав большое влияние античной и мусульманской архитектуры.
Уже в проекте "Дома Ино" (1914) в полемически-заостренной форме выразил новые перспективы индустриально-типового строительства (вся структура дома состоит из опор и трех железобетонных плит).
С 1917 Корбюзье обосновался в Париже, основав в 1922 архитектурную мастерскую совместно с двоюродным братом Пьером Жаннере (своим постоянным соавтором до 1940 года). Разработав теорию пуризма, рационалистически-функциональной чистоты форм, изложил свою концепцию современного зодчества в журнале "Эспри нуво" (1920-25), в книгах "К архитектуре" (1923), "Градостроительство" (1925) и других.
Наглядными манифестами этих концепций явились (в области индивидуального жилого строительства) виллы и особняки, аскетически-геометричные по своим формам, возведенные согласно принципу функционализма (комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже, 1923-34; вилла Савой в Пуасси близ Парижа, 1929-31, и другие; к этим постройкам примыкал павильон "Эспри нуво" на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже, 1925). В них четко воплотились сформулированные Корбюзье "пять отправных точек новой архитектуры" (здание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, фасадная стена, освобожденная от несущих функций).
Став сенсациями авангардной моды, "дома-манифесты" остро, подчас на грани иронии выразили динамику новых ритмов жизни, их резкий контраст с привычной традицией, заложив в то же время основы важнейших строительно-технологических новшеств (в области остекления, каркаса, облицовки, инженерных коммуникаций все это тщательно разрабатывалось самим Корбюзье).
Резко поставив альтернативу "архитектура или революция", считая процесс обновления зодчества самым надежным средством против неотвратимых социальных потрясений, Корбюзье выдвигает радикальные идеи в области градостроения в целом. В плане "современного города на 3 миллиона жителей" (1922; из него возник так называемый "план Вуазен" для Парижа), в проектах для Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и других своих концепциях он развивает принципы "вертикального города-сада" или "лучезарного города" (название его книги 1935 года), с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими парковыми пространствами между ними, с четким разделением транспортных, жилых и промышленно-деловых зон.
Создаваемые по планам Корбюзье монументальные общественные здания (общежитие швейцарских студентов в университетском городке в Париже, 1930-32, или Министерство просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, с соавторами, 1937-43) мыслятся как средоточия нового урбанизма, властно организующие вокруг себя окружающее пространство.
В Москве по его проекту при участии Н. Д. Колли был выстроен строгий по формам и в то же время пластически экспрессивный (в особенности со стороны двора) Дом Центросоюза (ныне Центральное статистической управление, 1928-35). С энтузиазмом откликнувшись на социально-урбанистические преобразования в России, Корбюзье оказал значительное влияние на советскую архитектуру 1920-х начала 1930-х гг.
После Второй мировой войны международный авторитет Корбюзье кажется незыблемым. Идеи его "Лучезарного города", а также книги "Три человеческих измерения" (1945) ложатся в основу "Афинской хартии", принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1945). В Марселе он создает "жилую единицу" (1947-52), многоэтажный дом, ставший прообразом для массового жилого строительства по всей планете, а в Чандигархе (Индия, 1950-57) ему, наконец, удается полномасштабно реализовать свои градостроительные замыслы.
Откликаясь с известной долей самокритики на "сверхутопические" тенденции голого строительного прагматизма, примитивно понимаемой "пользы вместо красоты" (тенденции, доводящие до абсурда его собственные идеи и подвергнутые вскоре резкой критике в архитектурном постмодернизме), Корбюзье в своих поздних постройках усиливает образное начало, сочетая функциональную продуманность общей структуры с мощной драматической экспрессией форм (капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане,1950-53; здание Верховного суда в Чандигархе; павильон фирмы "Филипс" на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958; доминиканский монастырь Ла-Турет близ Лиона, 1959).
Важной сферой художественного эксперимента для Корбюзье с 1920-х годов была живопись картины и монументально-декоративные композиции с полуабстрактными фантазиями на тему конструирования человеком своей жизненной среды. Возникшие из этих фантазий образы претворялись затем в росписи, гобелены, декоративную скульптуру (например, "Модулор", символическая фигура человека как главной меры архитектурных пропорций стала мотивом бетонных барельефов, украсивших "Марсельскую жилую единицу"). Мастер внес большой вклад и в дизайн мебели, способствуя рационально-конструктивному облегчению ее основных узлов.