Французский живописец, скульптор, график, керамист.
Отец Гогена, журналист, после переворота 1851 года вынужден был эмигрировать и вскоре умер. До семилетнего возраста Гоген жил в Перу и воспитывался в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. С 1855 во Франции, учится в Орлеане, в школе, из которой мечтает сбежать, чтобы стать моряком. С 17-ти лет плавает на судах (1865-71), совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Затем поступает в банк (1871), делает успешную карьеру, женится, начинает коллекционировать живопись и сам пробует писать картины; знакомится с импрессионистами и вскоре принимает участие в их выставках (1880-82). Живопись всецело захватила Гогена, в 1883 он бросает службу в банке, расстается с семьей (имея пятерых детей), чтобы целиком посвятить себя искусству. Первые его произведения носят подчас подражательный характер ("Сена возле Йенского моста", 1875, Музей Орсе, Париж). На выставке в 1886 он экспонирует 19 полотен.
С конца 1880-х годов Гоген становится одним из наиболее значительных художников "постимпрессионизма". Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, самобытный талант все это выдвинуло Гогена в лидеры. В конце 1880-х годов он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы; его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией ("Видение после проповеди", 1888, Национальная галерея, Эдинбург; "Свинопас. Бретань", 1888, частная коллекция, Нью-Йорк). Мастера "Понт-Авенской школы" упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: "клуазонизм" (от франц. cloison перегородка).
Духовные поиски сближают Гогена с символизмом. Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру ("Желтый Христос", 1889, Художественная галерея, Буффало).
Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции ("Арлезианка", 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников. Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом.
В 1891 Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми; но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни. На Таити его талант обретает удивительную мощь, здесь были созданы самые прославленные его полотна, изображающие свободных прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной природой. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин ("А, ты ревнуешь?", 1892, Музей изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени ("Таитянка с плодом манго", 1892, Музей искусств, Балтимор). Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно ("Таитянские пасторали", 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1893 Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в 1895 вновь возвращается на остров. Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения, и картины нередко отражают тревожное состояние его души: "Невермор" (1897, Институт Курто, Лондон); "Материнство" (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк); большая композиция "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?" (1897, Музей искусств, Балтимор). Порой вера в жизнь возвращается ("Сбор плодов", 1899, Музей изобразительных искусств, Москва). В 1901 он переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), продолжает работать, несмотря на болезнь ("Золото их тел", 1901, Музей Орсе, Париж).
Гоген занимался также скульптурой и керамикой, создавая причудливой формы вазы.