Французский художник, представитель фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.
Родился в семье пивовара. Занимался в роттердамской Академии художеств (1892–1897). Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах "Груне" и "Роттердам ньювсблад". В 1899 обосновался в Париже, примкнув позднее к кружку авангардистов, сформировавшемуся в студии "Bateau-Lavoir" ("Лодка-прачечная"). Сотрудничал с парижскими сатирическими журналами ("Асьет дю бэр" и др.) и символистским "Ревю бланш". Принял участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне (1905). Был (с 1908) одним из иностранных участников дрезденского объединения "Мост".
Завоевал известность картинами, посвященными "современной женщине", погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений. Наиболее значительны ранние полотна ("Красная танцовщица", около 1907, Эрмитаж, Петербург; "Дама в черных перчатках", около 1908, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва; и др.), где обобщенные фигуры и лица натурщиц и дам полусвета намечены броскими цветовыми акцентами и ритмами, впечатляющими не столько "эпатажностью", сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве Европы, в том числе России. Часто обращался к мотивам мюзик-холла и цирка, писал также яркие и красочные портреты (Д.-А. Канвейлер, 1907, музей Пти-Пале, Женева) и пейзажи.
С 1910-х годов делил время между Парижем и Лазурным берегом. В межвоенный период стиль ван Донгена значительно изменился, превратившись в своего рода "авангардный салон" или усредненный вариант "ар деко", где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика ("Танго с архангелом", 1930, Музей изящных искусств, Ницца). Не раз выступал как иллюстратор книг (в том числе эпопеи М. Пруста "В поисках утраченного времени", 1947). В 1949 художник окончательно переселился на юг.