Французский художник, виднейший представитель романтизма в изобразительном искусстве.
Родился в состоятельной семье, получил классическое образование в Императорском лицее. Предполагают, что он был побочным сыном всесильного Талейрана, который неизменно покровительствовал художнику. Оставшись в шестнадцать лет сиротой, поступает в мастерскую П. Н. Герена, в 1817 в Школу изящных искусств. Копирует в Лувре работы старых мастеров, отдавая предпочтение Рубенсу, Веласкесу, Микеланджело. Из современников высоко ценит Констебла, А. Гро, но особенно Т. Жерико, другом и продолжателем романтических начинаний которого он становится.
Если ранние произведения на религиозные темы ("Богоматерь Святого сердца", 1821, Собор в Аяччо) носят подражательный характер, то после "Барки Данте" (Лувр, Париж) стало очевидно, что во Франции появился новый могучий и смелый талант. Выставленная в Салоне 1822 среди произведений скудеющего классицизма картина произвела впечатление "метеорита, упавшего в застойное болото", захватывая страстной патетикой образов. Борьбе греков за национальную независимость посвящены картины "Резня на острове Хиос" и "Греция на развалинах Миссолунги" (1826, Музей в Бордо). Обращение к современности важная особенность романтизма, его раннего героического периода. Более свободной становится композиция, ритм более стремительным. Цвет начинает играть в произведениях Делакруа доминирующую роль. Его "Резня на острове Хиос" вызвала резкую критику приверженцев классицизма, но молодые приняли ее с восторгом, видя в Делакруа открывателя новых путей в искусстве.
Вершиной героического периода романтизма в живописи стала "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах") (1830-31, Париж, Лувр), написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями. Он пишет также картины на мифологические, религиозные, исторические темы ("Битва при Пуатье", 1830, Лувр, Париж; "Битва при Нанси", 1831, музей, Нанси; "Взятие крестоносцами Константинополя", 1841, Лувр, Париж), литературные сюжеты, преимущественно из Данте, Шекспира, Вальтера Скотта, Байрона, Гете, создавая не бытовые сценки, а грандиозные эпопеи.
Во время поездки в Англию (1825) он внимательно изучает полотна Констебла, знакомится с акварелями Бонингтона. В театре его потряс Шекспир, и в течение всей жизни он обращается к произведениям великого драматурга: "Гамлет" (1839, Лувр, Париж); "Смерть Офелии" (1844, там же); "Дездемона, проклинаемая отцом" (1852, Музей в Реймсе) и др. Поэмой Байрона вдохновлена "Смерть Сарданапала" (1827, Лувр, Париж).
Жажда вырваться из рамок обыденности влекла романтиков в экзотические страны. В 1832 в составе французского посольства Делакруа едет в Марокко. Результатом были сотни зарисовок, десятки картин, запечатлевших страну, ее жителей, костюмы, обычаи, в том числе "Свадьба в Марокко" (1839-41, Лувр, Париж); "Султан Марокко" (1845, Музей в Тулузе); "Львиная охота" (1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и знаменитые "Алжирские женщины" (1833-34, Лувр, Париж). Написанная широкими рельефными мазками, картина представляет собой подлинное пиршество цвета.
Интерес к индивидуальности способствовал развитию портрета, причем Делакруа особенно привлекали люди творческие (портреты Паганини, Шопена, Жорж Санд, Берлиоза).
Делакруа один из последних великих мастеров настенной живописи. Он исполнил три монументальных ансамбля: центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре (1850); зал Мира в Парижской ратуше (уничтожен пожаром в 1871); две грандиозные композиции в церкви Сен-Сюльпис (1861) "Изгнание Илиодора из храма" и "Битва Иакова с ангелом". Делакруа много работал в графике; серия его литографий к "Фаусту" была одобрена самим Гете. О литературном даре свидетельствует эпистолярное наследие Делакруа, а также интереснейший дневник, который он вел с 1822, подлинная летопись культурной жизни эпохи. Делакруа оказал большое влияние на молодое поколение, в том числе на будущих импрессионистов, однако в официальных художественных кругах к нему относились с подозрением и лишь в 1857 его выбрали в члены Института (Академии), после семи провалов. По многогранности таланта, по неистовой жажде воплощения он сопоставим с мастерами Ренессанса.