Жак Луи ДАВИД (David) (30.8.1748, Париж, - 29.12.1825, Брюссель)
Французский живописец. Глава классической школы в эпоху революции и империи. Член Конвента.
Родился в семье коммерсанта. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-74), который пробудил в молодом человеке страсть к классической античности и интерес к творчеству Никола Пуссена. Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж). В 1774 году получил Большую римскую премию и уезжает в Италию, где живет в 1775-1780 годах. В Италии Давид открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художественного творчества. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Давид Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры, и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр) - исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. "Клятву Горациев" он написал в Риме, куда вернулся сразу после избрания (1784) в Академию. Картина была выставлена на парижском Салоне 1785 года, вызвала бурный восторг и прославила Давида. Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом.
В портретах 1780-х - начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье). В 1790 году вступил в Якобинский клуб, который заказал ему картину "Клятва в зале для игры в мяч" (не осуществлена; сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась, известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж, и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Эти две картины были преподнесены Конвенту. Давид был активным деятелем революции, с 1792 года - член Конвента, дважды председательствовал в нем, голосовал за казнь Людовика XVI, был членом Комиссии искусств и Комитета просвщения, организовывал массовые народные празднества и церемонии (перенесение праха Вольтера в Пантеон, похороны Марата, праздники Братства, Верховного существа), создал Национальный музей в Лувре; под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). За день до переворота 9 термидора выступил с поддержкой Робеспьера в Якобинском клубе.
После переворота художник был заключен в Люксембургский дворец, где написал самый известный из автопортретов и свой единственный пейзаж с видом Люксембургского сада из окна камеры. Однако вскоре к нему вернулось расположение властей, и он снова занял лидирующее положение во французском искусстве под эгидой вновь организованного Института Франции.
С конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности.
Подобно якобинцам, Давид приветствовал Наполеона, который казался ему воплощением революционного духа. Пораженный энергией Давида, Наполеон пригласил его присоединиться к Египетской кампании в качестве официального художника, но Давид отказался. С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона; в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-07, Лувр; "Присяга армии Наполеона на Марсовом поле") ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей.
В 1790-1810-х годах Давид пишет портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, национальный музей Версаля и Трианонов; "Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). Также писал портреты генерала Жерара, папы Пия VII и многих других.
В 1816, после реставрации Бурбонов в числе прочих "цареубийц", изгнан из Франции, уехал в 1816 году Брюссель.
Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж.О.Д. Энгра, Жироде, Изабэ и многих других. Через своих учеников Давид оказал большое воздействие на развитие живописи в Бельгии, Дании и Германии.