Оноре ДОМЬЕ (Daumier) (26.2.1808, Марсель, - 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа)
ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (26 февраля 1808, Марсель 11 февраля 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец, скульптор.
Отец, по профессии стекольщик, увлекался стихотворством и перевез семью в Париж в надежде на литературную карьеру. С 1822 Домье посещает занятия у художника А. Ленуара, работает с натуры в студии Сюиса, много копирует в Лувре (особенно Тициана и Рубенса). Работает рассыльным, затем в типографской мастерской, выполняя виньетки, заставки. Технике литографии обучался у Рамеле. Подрабатывает в журналах, с 1830 начинает сотрудничать в сатирических изданиях Филипона «Карикатюр» и «Шаривари», получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Беспощадно злая, меткая карикатура на только что взошедшего на престол короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831) сделала имя Домье знаменитым, но стоила ему штрафа и шести месяцев тюрьмы. Выставлявшиеся в витринах литографии Домье становились событием, сотни людей приходили, чтобы увидеть их. Домье поднял карикатуру до уровня высокого искусства гротеска. В смешном и жутком обличье представлены участники заседания парламента «Законодательное чрево» (1834, литография): сборище казнокрадов, взяточников, тупиц, подхалимов все персонажи мгновенно узнавались современниками. Домье писал острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии «Улица Транснонен», 1834; серия «Добрые буржуа», 1846-49). После введения строгой цензуры и законов против прессы (1835) Домье создает остроумные пародии на современные нравы («Купальщики», 1839), на удачливых проходимцев («Робер Макер», 1836-38), на героев античной мифологии и истории («Боги Олимпа», 1841).
Зарабатывая на жизнь карикатурой, Домье для души занимался живописью. Он прекрасный колорист, смелый новатор, оказавший влияние на развитие живописи 1860-70-х. В графике Домье резок, насмешлив, подчас желчен, в живописи нередко лиричен, задумчив. Образы, создаваемые им, исполнены благородства и достоинства: «Республика» (1848, Музей Орсе, Париж), «Прачка» (ок. 1863, там же), «Вагон третьего класса» (1860-е, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Криспен и Скапен» (ок. 1860,там же). Экспрессия форм и цвета сближает живопись Домье с поисками мастеров двадцатого столетия (серия «Дон Кихот» в музеях Парижа, Мюнхена, Нью-Йорка).
По свидетельству современников, Домье не работал с натуры, полагаясь на свою гениальную зрительную память. Иногда он по памяти делал маленькие бюсты, а затем рисовал их с разных точек, выбирая самую характерную. Эти небольшие скульптуры (ок. 20 см), при жизни почти неизвестные публике, поражают смелой пластикой и динамикой форм здесь Домье выступает как несомненный предшественник Родена.
В работах Домье слышится живой голос Франции, он радуется и страдает вместе с ней. Одна из последних его литографий «Потрясенная наследством» (1871): Франция в черных одеждах среди бескрайней равнины, усеянной телами ее сыновей, бесславный итог кровавой Франко-прусской войны 1870-71. Великий труженик, оставивший после себя около 4000 листов графики, 300 живописных полотен, произведения скульптуры, при жизни он не был оценен по достоинству и полуослепший умер в бедности. Однако его творчество оказало большое влияние не только на современников, но и на художников следующего столетия.