Французский режиссер, художник.
Создатель первых графических мультфильмов. Его, как и другого мастера, стоявшего у самых истоков искусства мультипликации, Винзора Мак-Кея (1869-1934) называли "примитивистом". Эмиль Коль был великолепным карикатуристом, вместе с другими художниками, как и он, помещавшими свои рисунки в журнале "Черная кошка", входил в "Клуб Гидропатов". Его предельно лаконичные рисунки были полны движения и так и просили оживить их на экране. С другой стороны, Коль занимался фотографией, работал в качестве фотографа на киностудии "Gaumont", там же с 1907 был сценаристом и режиссером. Фильм Дж. С. Блэктона "Отель, населенный призраками" (1907), где действовали одушевленные предметы, подсказал ему идею новой техники: Коль придумал делать для каждой фазы движения отдельный рисунок и нашел подходящие технические средства.
Два его открытия — отдельный рисунок для каждой фазы движения и съемки камерой, укрепленной вертикально, и сегодня остаются основными принципами работы в рисованной мультипликации. К сожалению, Коль не знал об американском изобретении — целлулоиде и делал свои рисунки карандашом на бумаге. Таким образом, у него не было возможности ни делать постоянный фон, ни рисовать лишь отдельные изменяющиеся детали. Тем не менее, поскольку Коль обладал выдающейся работоспособностью, он оставил нам огромное количество фильмов. Среди них такие фильмы, как "Фантасмагория", "Кошмар марионетки", "Драма у марионеток", "Ожившие спички" (1908), "Превращения", "Бегающая лампа", "Веселые микробы" (1909), "Двенадцать подвигов Геракла", "Маленький Фауст", "Художник неоимпрессионист" (1910), "Приключения клочка бумаги", "Месть духов" (1911), "Ожившие игрушки" (1912).
C 1913 Эмиль Коль работал в США; в 1917-1918, вернувшись во Францию, создал серию из пяти фильмов, которая называлась "Приключения никелированных ног". Полная фильмография включает в себя более трехсот фильмов, но больше половины из них сегодня безвозвратно утрачены. Конец жизни Эмиля Коля был печальным. После окончания Первой мировой войны вкусы публики изменились, и успех покинул его. Эмиль Коль доживал свои дни в приюте для бедных. В январе 1938 он стал жертвой несчастного случая.