Эмиль Антуан БУРДЕЛЬ (Bourdelle) (30.10.1861, Монтобан-1.10.1929, Ле Везине)
Французский скульптор, график.
Родился в семье резчика по дереву, в 13 лет стал помогать отцу, резал декоративные детали для украшения мебели и одновременно занимался в Художественной школе Монтобана. Дальнейшее образование получает в Тулузе, в Школе изящных искусств (1876-84), затем в Школе изящных искусств Парижа, у Фальгиера (1884-86). Через два года уходит, вспоминая впоследствии: "Понадобилось десять лет, чтобы избавиться от злополучного влияния" настолько бессмысленной и устаревшей предстала перед ним академическая система. "Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари вот мои истинные учителя".
"Адам" (1889, бронза, Париж, Музей Бурделя) одно из первых самостоятельных произведений Бурделя, свидетельствующих о его профессиональном мастерстве. В 1893 он получает заказ на "Памятник павшим в войне 1870-1871" для Монтобана (установлен в 1902, бронза, гранит). Четыре фигуры памятника исполнены динамизма и экспрессии, олицетворяя кровавый ужас войны. Напряжение форм доведено до болезненной нервозности, предвещая приемы будущих экспрессионистов. В памятнике ощутимо влияние О. Родена, в мастерской которого Бурдель начинал работать в эти годы в качестве пратисьена (помощника). Однако необузданная экспрессия его не удовлетворяет, он хочет вернуть пластику в русло строгих законов архитектоники. Об этом свидетельствует голова "Аполлона" (1900, бронза, Париж, Музей Бурделя), отмеченная мужественной энергией и благородством, воплощенными в строгих, четких формах. Бурдель стремится идти своим путем. Безудержная энергия человека 20-го столетия, его дерзкая воля нашли пластическое воплощение в "Стреляющем Геракле" (1909, бронза, там же) одном из самых известных произведений мастера. Ясная логика конструкции, лапидарность объемов, четкий, ясный силуэт отличает "Пенелопу" (1912, бронза, там же). Ощущение устойчивости усиливает звучание основной идеи: ни стихиям, ни бурям не сломить верности и воли этой женщины. "Так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море", говорил о "Пенелопе" Бурдель. Он становится признанным мастером монументальной пластики, ему поручаются важные государственные заказы не только во Франции, но и в других странах. В 1910-13 он выполняет мраморные рельефы для Театра Елисейских полей в Париже (архитектор О. Перре), добиваясь единства скульптуры и архитектуры. Тема центрального фриза "Размышления Апполона и музы", в трактовке муз заметно влияние греческой архаики, хотя в работе над декором театра Бурделя вдохновляла Айседора Дункан (он рисовал ее во время исполнения танцев и оставил серию великолепных рисунков, передающих легкие, стремительные движения танцовщицы). Кроме огромного фриза (14 м х 2,48 м), скульптор выполнил пять отдельных рельефов между окнами на боковых фасадах.
В 1912-23 Бурдель работает над памятником генералу Альвеару для Буэнос-Айреса вероятно, одним из самых благородных и возвышенных произведений монументальной скульптуры 20 столетия. На высоком постаменте помещена конная статуя генерала, по углам постамента четыре аллегории: Сила, Победа, Свобода, Красноречие. Эти статуи одна из самых больших удач художника. Художник работал над монументом в годы Первой мировой войны и вложил в него свой гнев и тревогу: "Я видел перед собой пылающий Реймс... И тогда я вооружил мою Победу мечом Нации. Надо мной простиралось военное небо Франции...".
В 1909-29 Бурдель работает над памятником польскому поэту А. Мицкевичу, которого он представляет в образе странствующего пророка. Статуя "Франция" (1925) была поставлена в память павшим в войне 1914-1918, на родине Бурделя в Монтобане, затем в Форте Вобан, в Бриансоне, а спустя десятилетия в Париже в честь волонтеров "Свободной Франции, павших за честь и свободу Франции 18 июня 1940 года 8 мая 1945". Монументальностью замысла отмечены также и другие работы Бурделя: "Умирающий кентавр" (1914) и "Сафо" (1925, обе бронза, Музей Бурделя) воплощение трагизма судьбы поэта и творца.
Значительностью образов отмечены портреты Бурделя. При остроте индивидуальной характеристики в них запечатлена мощь духовной энергии их создателя; по его словам, "любой портрет является одновременно изображением и модели, и автора". Для каждого образа он прежде всего хотел найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы сделать портрет гения, надо сначала четко представить себе форму его сущности». Портреты Бетховена с их словно пульсирующей фактурой, динамичностью объемов, контуров всех деталей должны были, по мысли Бурделя, воплотить душу музыки (начиная с 1888 он выполнил около 50-ти вариантов портрета композитора, последний, "Бетховен на кресте", делался в 1929). Творческая мощь запечатлена в бюсте Энгра (2 варианта, 1908, бронза, Монтобан, Музей Энгра); могучий "Роден" подобен скале, утесу (1909, бронза, Музей Родена в Париже); "Анатоль Франс" олицетворение высокой, благородной мысли (1919, бронза, Оттава, Национальная галерея Канады).