Французский философ, богослов и поэт, учился в Париже у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 открыл собственную школу, привлекшую множество учеников.
Один из представителей ранней городской культуры. Как философ и магистр свободных искусств приобрел всеевропийскую славу, но вызвал враждебное отношение со стороны католической церкви.
В споре о природе универсалий Абеляр развил учение, названное позже концептуализмом: общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между ними. В этике Абеляр перенес акцент с поступка на намерение и критерием нравственности считал согласие с совестью. Разработка Абеляром схоластической "диалектики", заключавшейся в выявлении противоположных аргументов (сочинение "Да и нет" - "Sic et non"), сделала его одним из крупнейших представителей схоластического метода. Рационалистическая направленность теологии Абеляра ("понимаю, чтобы верить") вызвала протест представителей ортодоксальной мистики (Бернар Клервоский). Учение Абеляра было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами, а также папой Иннокентием II.
Трагическая история любви Абеляра к своей ученице Элоизе закончилась тем, что Абеляр был насильственно оскоплен, и оба возлюбленных ушли в монастырь (1119). Психологической глубиной отличаются латинские любовные стихи Абеляра, его автобиография "История моих бедствий" (1132-36, изд. 1616, русский перевод 1902, 1959) и переписка Абеляра и Элоизы (1132-35), которая была переведена уже в XII веке с латинского языка на французский и вдохновляла многих писателей. Имя Элоиза стало нарицательным для несчастной влюбленной, а его чувство к Элоизе - примером страстной и верной любви.